"Призвание художника — озарять светом глубины человеческой души". Р. Шуман

5

Поступление

1423812483 image29191545

 

  ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ 

03Абакумова-Елена-Викторовна

 
 
 И.о. директора Института искусств,
кандидат педагогических наук, доцент, 
Заслуженный деятель искусств Р А, 
член Союза художников России -

Абакумова Елена Викторовна

 

 

    Ежегодно в Адыгейском государственном университете проводится комплекс мероприятий, помогающий абитуриентам больше узнать о вузе. Это – Дни открытых дверей университета, Дни открытых дверей факультетов и Институтов, на которых из года в год проходит наше общение с абитуриентами. Приведём наиболее часто повторяющиеся вопросы, тревожащие поступающих и их родителей и ответы на них.

Мозгот СА - для сайта

 
Заместитель директора по учебной работе - 
кандидат искусствоведения, доцент
Мозгот Светлана Анатольевна
 

 

  

Чем отличается профиль подготовки «Графический дизайн» от профиля подготовки «Изобразительное искусство»?

 

ЕВ: профиль «Графический дизайн» готовит выпускников к проектной деятельности, которая связана с полиграфией, печатью, рекламой, иллюстрированием книг, к работе в типографиях, рекламных агентствах, дизайн-студиях. Профиль «Изобразительное искусство» связан с педагогической деятельностью и готовит выпускников как к самостоятельной творческой деятельности в области декоративно-прикладного или изобразительного искусства, так и к преподавательской деятельности в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях, детских школах искусств, изостудиях.

 

  Является ли бакалавриат высшим образованием?

 

СА: С 2011 года произошёл переход всех вузов Российской Федерации на трёхуровневую систему образования, включающую бакалавриат, магистратуру и аспирантуру. Бакалавриат считается низшей ступенью высшего образования, магистратура – средней, а аспирантура, соответственно, высшей ступенью вузовского образования. В настоящее время многие работодатели предпочитают принимать на работу студентов, окончивших магистратуру. Как правило, они выбирают и предупреждают об этом студентов уже в период прохождения производственной практики. В Институте искусств, как и в университете, действуют все три уровня высшего образования.

 

Действует ли диплом об окончании Адыгейского государственного университета при устройстве на работу за пределами Республики Адыгея?

 

СА: Да. Адыгейский государственный университет является федеральным вузом, имеющим статус классического университета и находящимся в юрисдикции Министерства образовании и науки Российской Федерации. Аббревиатура ФГБОУ ВО, которая предшествует названию «Адыгейский государственный университет» означает Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования. В 2015 году более 90 образовательных программ, реализуемых университетом, прошли лицензирование и аккредитацию. Кроме этого, многие образовательные программы, в том числе и программы Института искусств по направлению Педагогическое образование (уровень: бакалавриат и магистратура) стали лауреатами конкурса «Лучшие образовательные программы инновационной России».

 

Какова ситуация межнационального общения в Республике Адыгея?

 

СА: Я бы сказала, что ситуация остаётся стабильной уже на протяжении многих лет. С переходом вузовского образования на европейские стандарты в российские университеты стали приезжать иностранные студенты, которых в настоящий момент в нашем вузе уже около тысячи. Поскольку по соседству с Адыгейским государственным университетом находится другой вуз – Майкопский государственный технологический университет, реализующий ту же политику в отношении иностранных студентов, то студенческий городок имеет довольно пёструю интернациональную картину, включающую студентов из европейских стран – Испании, Болгарии, Сербии, стран востока – Сирии, Иордании, Китая. Отдельный пласт составляют студенты из бывших Республик СССР – Монголии, Узбекистана, Туркмении.
 
Более чем столетний опыт совместного проживания русских и адыгов на территории Республики Адыгея, захватывая ещё тот период, когда Адыгея входила в состав Краснодарского края, позволил сформировать крепкие дружественные связи. Моя семья проживает в Республике Адыгея с 1953 года, и я на практическом опыте знаю, как помогают и поддерживают друг друга соседи – адыги и русские. Республика Адыгея – полиэтнический регион, что проявляется в праздновании Дней культуры и существовании различных национальных обществ на её территории (Армянского, Немецкого, Татарского и других).
 

В самом университете на каждом курсе действует системы самоуправления, связанные с выбором старост групп, представителей в студенческий совет факультета, студенческий совет вуза. Есть система кураторов – молодых преподавателей, которые контролируют успеваемость на курсе, а также проведение различных творческих мероприятий. Заместитель директора по воспитательной работе института отвечает за участие наших студентов в вузовских мероприятиях нередко имеющих статус всероссийских и международных. Таким образом, в многонациональной и большой университетской семье возникновение межнациональных споров не актуально в силу того, что есть множество общих дел, в которых необходимо отстаивать честь вуза в различных профессиональных, научных и творческих конкурсах, в соревновании со студентами других российских и зарубежных вузов.    

 

Действует ли при обучении в Институте искусств отсрочка от армии?

 

СА: Да, в вузе есть Военный отдел, который активно занимается вопросами студентов призывного возраста. Однако если у Вас до этого уже были отсрочки от армии (например, две при обучении в колледже), то использовать отсрочку в вузе уже вряд ли удастся. В таком случае, при призыве студента оформляется академический отпуск и за ним сохраняется бюджетное место (если студент поступил на бюджет) и при возвращении он зачисляется на тот курс, с которого ушёл. Деятельность Военного отдела в университете связана не только с возможностью оформления отсрочек, но напрямую и с успеваемостью студентов. Как только у студента возникают задолженности по сессии, им активно начинает интересоваться представители вузовского Военного отдела, напрямую связанные с Военкоматом. В большинстве случаев мы сталкиваемся с ситуацией, когда наши студенты сознательно идут на службу в Армию, поскольку это открывает довольно перспективные пути в будущем – возможность претендовать на руководящие должности и многое другое.

 

 Есть ли в вузе общежитие и можно ли в него вселиться уже на этапе поступления?

 

СА: Да, вуз обеспечивает всех своих студентов общежитием.Однако на этапе поступления это ещё невозможно в силу технических причин (отъезд выпускников, ремонтные работы). Поэтому абитуриенты снимают квартиры. Много объявлений и предложений частного сектора можно найти вблизи университета. Если Вы будете добираться на автобусе № 1, 2 от вокзала, можно выйти на остановке «Центральный рынок», где действует доска объявлений о сдаче жилплощади и до университета дойти пешком.

 

Чем отличается обучение в Институте искусств Адыгейского государственного университета от обучения в вузах по направлению «Культура и искусство» (академиях, консерваториях)?

 

СА: Принципиальным отличием является педагогическое направление обучения, что важно, например, для представителей хореографического искусства. Как правило, хореографы начинают свою профессиональную деятельность довольно рано и уже в молодом возрасте имеют множество проблем со здоровьем, которые обусловливают ранний выход на пенсию. Большинство из них занимается педагогической деятельностью. Наш диплом, даёт возможность ещё долго чувствовать себя нужным и состоятельным в профессии, передавая своё мастерство подрастающему поколению.

После вступления в 2017 году в силу профстандарта для педагогов в соответствии с Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) преподаватели Детских школ искусств должны предоставить удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке, соответствующий профилю педагогической деятельности. Это обусловлено тем, что большинство преподавателей Детских школ искусств заканчивали вузы по программам «Культура и искусство», которые не являются педагогическими.

 

С 2013 году в Институте искусств была введена образовательная программа с двумя профилями по направлению Педагогическое образование, профили «Музыка» и «Дополнительное образование в области специальной музыкальной педагогики». Она была разработана с опорой на документацию УМО (учебно-методического объединения), располагающегося в Московском педагогическом государственном университете. Программа, благодаря второму профилю, даёт углублённые знания в области методики преподавания игры на музыкальных инструментах, вокала, дирижёрско-хорового искусства. Обучение ведётся 5 лет.

 

Можно ли поступить в магистратуру по направлению «Педагогическое образование» после обучения по профилю «Графический дизайн»?

 

ЕВ: Да, это возможно. На мой взгляд, очень важно, что в этом году нами открыт приём на программу магистерской подготовки по направлению Педагогическое образование, «Художественная культура и виды искусств» и именно в ней студентам-выпускникам по направлению «Дизайн» даётся возможность получить навыки педагогического мастерства. Это существенно, поскольку программы по направлению «Культура и искусство» и, в частности, «Графический дизайн», не ориентируют студентов на педагогическую деятельность, но актуальность и популярность этой специальности растёт, что создаёт необходимость проведения занятий с детьми школьного возраста (например, в нашей малой арт-академии «Арабеск»). Получение студентами-дизайнерами ещё и педагогического образования по программе магистратуры расширяет их конкурентоспособность на рынке труда, обеспечивая надёжное будущее, создавая дополнительные возможности преподавания дисциплин «Изобразительное искусство» и «Дизайн» в вузе.

СА: Важным дополнением, является то, что Институт искусств входит в структуру классического университета, что даёт нашим студентам возможность, начиная с третьего курса, получить дополнительную специальность на факультете дополнительного образования (экономика, юриспруденция, педагогика и психология, иностранный язык). Занятия проводятся в вечернее время с 16.00, при этом, оплачивается половина стоимости обучения.

 

Где проходят производственную практику студенты профиля «Изобразительное искусство»?

 

ЕВ: Студенты профиля «Изобразительное искусство» проходят практику в Детских художественных школах, в общеобразовательных школах. Студенты профиля «Графический дизайн» проходят практику в типографиях, рекламных агентствах, дизайн-студиях.

СА: Для студентов Института искусств действует возможность проходить Летнюю педагогическую практику в Детских лагерях, расположенных на побережье Чёрного моря, а также по результатам научной деятельности проходить обучение в Летнем методологическом лагере, находящемся в живописной местности предгорья Северного Кавказа на полном материальном обеспечении.  

 

Ведётся ли в Институте искусств обучение эстрадному вокалу? Есть ли такая специальность?

 

СА: При поступлении в Институт искусств происходит распределение студентов по преподавателям, дающим навыки исполнительского мастерства – игры на музыкальном инструменте, дирижёрского искусства и вокала. В институте искусств преподают педагоги, имеющие высшее консерваторское образование по эстрадному, народному и академическому вокалу. На этапе прослушивания абитуриентов в рамках проведения бесплатных консультаций, преподаватели рекомендуют, какое направление вокала выбрать, корректируют вступительную программу. 

  Здесь необходимо отметить, что квалификация «бакалавр музыки», которую получает студент при выпуске, в практической деятельности оказывается намного шире. В консерваториях, студент при поступлении определяет один единственный профиль, по которому он проходит подготовку - артист симфонического или, например, народного оркестра. Пианист никогда не станет заниматься дирижированием, если не возникнет сложных жизненных обстоятельств, поскольку не получал соответствующую подготовку в вузе. Деятельность учителя музыки в школе, педагога детской музыкальной школы, помимо педагогической, напрямую связана с просветительством – организацией досуговых и праздничных мероприятий. Поэтому умение создать небольшой хоровой коллектив и управлять им, умение продемонстрировать музыкальный фрагмент с собственным аккомпанементом оказывается необходимыми профессиональными навыками, получаемыми студентами. В рамках обучения в вузе студент проходит изучение ряда компьютерных программ, связанных с будущей профессиональной деятельностью – работает в программах нотных редакторов, программах обработки звука, обработки видео и аудио файлов, обучается игре на синтезаторе.

 

Можно ли сдавать вступительные испытания на два направления одновременно, например, на профиль «Графический дизайн» и на профиль «Изобразительное искусство»?

 

ЕВ: Да, для этого нужно сдать конкретный набор экзаменов ЕГЭ в школе. Для профиля «Изобразительное искусство» – русский язык и обществознание. Для профиля «Графический дизайн» – русский языки литература. Те же вступительные испытания можно сдать выпускникам колледжей с профильным образованием на базе Адыгейского государственного университета, согласно расписанию.

Испытание «Рисунок» в обоих профилях совпадает. Рисунок головы (как правило, голова Антиноя). На профиль «Изобразительное искусство» проводится испытание «Живопись» (натюрморт простых и ясных по форме предметов в технике акварельной живописи).

На профиль «Графический дизайн» проводится также испытание и по «Композиции», состоящее из двух заданий (подробно о заданиях можно узнать на сайте института искусств во вкладке «Абитуриентам»). Такая структура вступительных творческих испытаний предполагает больше шансов поступления на бюджетное место. По сумме баллов всех вступительных испытаний, включая творческие испытания и ЕГЭ можно сделать выбор желаемого профиля.

 

Как проходят вступительные испытания по профилю «Музыка»?

 

СА: На сайте университета заранее вывешивается расписание вступительных испытаний, часто попадающих на 2 декаду июля. Сдача испытаний ЕГЭ (для выпускников колледжа) чередуется с творческим испытанием. Поступление в Институт искусств отличается от многих других факультетов университета тем, что помимо результатов ЕГЭ для нас важна демонстрация профессиональных умений и навыков на творческом испытании, что обусловливает личное присутствие абитуриента. Как правило, творческое испытание включает в себя два этапа. Первый – исполнение программы, состоящей их двух разнохарактерных произведений (по выбору абитуриента – вокал, дирижирование, игра на инструменте – фортепиано, гитара, аккордеон, труба и др.). Второй этап связан с проверкой музыкальных способностей путём сольфеджирования, слухового анализа, работы с теоретическими заданиями в билете (образец билета представлен на сайте Института искусств в разделе «Абитуриентам»). Творческое испытание проводится в один день с небольшим перерывом. Для абитуриентов очного и заочного обучения отводятся разные дни. Результаты испытания объявляются поступающим, утверждаются приказом ректора, публикуются на сайте и на доске объявлений в холле университета. Зачисление на бюджетное место происходит на основании суммы всех баллов, набранных в ходе сдачи всех вступительных испытаний (ЕГЭ + творческое испытание).

 

Можно ли поступить в магистратуру по направлению Педагогическое образование, «Художественная культура и виды искусств» имея другое направление и профиль подготовки, например, филологу или социальному работнику?

 

СА: Да, опыт обучения таких студентов в магистратуре у нас был и довольно успешный. Здесь могут возникнуть существенные проблемы с подготовкой к поступлению и с последующей учёбой. С 2016 года Министерство образования и науки РФ стало выделять бюджетные места для обучения в магистратуре, что подразумевает конкурсную ситуацию, в которой непрофильный студент будет состязаться со студентами, получавшими дополнительное, среднее специальное и высшее профессиональное образование. В этой ситуации стоит задуматься о серьёзной предварительной подготовке или планировать коммерческое обучение.

 

Все дополнительные вопросы можно также задать по телефонам: 

 

8 (8772) 593-767 – документовед деканата Института искусств Квач Валерия Анатольевна; 
 
8 (8772) 593-766 – заместитель директора по учебной работе Института искусств АГУ, кандидат искусствоведения, доцент Мозгот Светлана Анатольевна; 
 
8 (8772) 593-979 исполняющая обязанности директора Института искусств АГУ, Заведующая кафедрой изобразительного искусства и дизайна, кандидат педагогических наук, доцент Абакумова Елена Викторовна; 
 
8 (8772) 593-848 – заведующая кафедрой музыкального и хореографического искусств, доктор искусствоведения, профессор Хватова Светлана Ивановна; 
 
8 (8772) 593-820 – заведующая кафедрой теории, истории музыки и методики музыкального воспитания, кандидат педагогических наук, доцент Лозовская Раиса Ивановна. 

 

 


 

 

Новости