"Призвание художника — озарять светом глубины человеческой души". Р. Шуман

5

КАФЕДРА ТЕОРИИ, ИСТОРИИ МУЗЫКИ И МЕТОДИКИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

История создания кафедры

Кафедра теории, истории музыки и методики музыкального воспитания – одно из структурных подразделений Института искусств Адыгейского государственного университета. Кафедра была создана 1.09. 1992 г. по приказу № 7 от 6.08. 1992 г. на базе кафедры теории, истории музыки и музыкальных инструментов.

В 1972 г. был организован музыкально-педагогический факультет, в 1973 г. – кафедра музыки и пения. В 1976 году произошло деление факультета на кафедру теории, истории музыки и кафедру пения и методики его преподавания. На тот момент на кафедре теории, истории музыки работали: В.В. Магдалиц, Н.В. Магдалиц, Б.М. Целковников, Л.И. Целковникова, закончившие музыкально-педагогический факультет Кубанского государственного университета, Т.В. Сухова, имеющая высшее специальное образование, закончившая Новосибирскую государственную консерваторию им. М.И. Глинки (музыковедение). С 1976 по 1986 гг. кафедру возглавляла старший преподаватель Н.С. Екимова, окончившая государственный педагогический университет г. Куйбышева. В 1979 г. на кафедру приходит работать выпускница музыкально-педагогического факультета Адыгейского педагогического института Г.Б. Луганская.

В 1986 г. кафедра получает наименование теории, истории музыки и музыкальных инструментов. С 1986-1991 её возглавил кандидат педагогических наук, доцент Б.М. Целковников. Научные интересы Б.М. Целковникова были связаны с исследованием подготовки будущего учителя к творческому отбору музыкального материала для школьного урока музыки. Защита его кандидатской диссертации состоялась в Педагогическом государственном институте им. В.И. Ленина в 1989 г. Научный руководитель – кандидат педагогических наук Э.Б. Абдуллин. В настоящее время Б.М. Целковников – доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного университета культуры и искусств, член международной организации по музыкальному образованию (ISME) при ЮНЕСКО.

С 1991 по 1994 годы кафедру теории, истории музыки и музыкальных инструментов возглавлял кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Мозгот, окончивший Краснодарский государственный институт культуры и искусств. Научные ориентиры В.Г. Мозгота в то время были направлены на изучение музыкальных интересов, потребностей и вкусов учащихся разных возрастных групп музыкальных коллективов Республики Адыгея. Защита кандидатской диссертации состоялась в Научно-исследовательском институте художественного образования Академии педагогических наук СССР в 1987 г. Научный руководитель: кандидат педагогических наук В.И. Петрушин. Сегодня В.Г. Мозгот – профессор, доктор педагогических наук по двум специальностям: 13.00.02 – теория и методика обучения музыке и 09.00.04 – эстетика. Научный консультант по докторской диссертации – доктор педагогических наук, профессор Г.М. Цыпин. С 2007 Мозгот В.Г. – член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования (МАНПО), с 2009 г. – академик Всероссийской академии педагогических и социальных наук (АПСН).

Приказом ректора № 148-К, п. 8 от 6 августа 1992 кафедра теории, истории музыки и музыкальных инструментов разделилась на кафедру теории, истории музыки и методики музыкального воспитания и кафедру музыкальных инструментов. Как структурное подразделение кафедра теории, истории музыки и методики музыкального воспитания была утверждена 1.09. 1992 г. по приказу № 7 от 6.08. 1992 г. К этому времени на кафедре уже работали выпускники музыкально-педагогического факультета Адыгейского педагогического института: Е.В. Аванесян, И.В. Алексеева (Митус), Н.П. Едыгова, Р.И. Лозовская.

С 1994-1998 гг. кафедру теории, истории музыки и методики музыкального воспитания возглавляла старший преподаватель Г.Б. Луганская. Её научные интересы были связаны с исследованием темы формирования культурологической направленности личности будущего учителя в условиях интеграции традиционных и нетрадиционных знаний о сущности человека. В 2004 г. состоялась защита её кандидатской диссертации. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор З.К. Меретукова.

Решением Учёного совета Адыгейского государственного университета от 27 июня 1997 г. музыкально-педагогический факультет упразднён. Указом президента Республики Адыгея № 198 от 28 июля 1997 г. на его базе был создан Институт искусств Адыгейского государственного университета.

С 1998-2001 кафедру теории, истории музыки и методики музыкального воспитания возглавила Н.Л. Чепниян, директор Института искусств, окончившая Ростовскую государственную консерваторию (музыковедение). С 1998 г. на кафедре работали Е.Н. Осаковская, а с 2000 г. И.В. Четверикова – выпускницы Ростовской государственной консерватории (музыковедение). В 2001 г. на кафедру приходит С.А. Серкова (Мозгот), окончившая Астраханскую государственную консерваторию (музыковедение). С 1999 на кафедре работают С.А. Раздольский – выпускник филологического факультета Адыгейского государственного педагогического института и кандидат искусствоведения А.Н. Соколова.

С 2000-2006 гг. заведующей кафедрой становится А.Н. Соколова, закончившая Казахскую государственную консерваторию (г. Алма-Ата) по специальности «Музыковедение». Область научных интересов: музыкальная культура адыгов, музыкальная социология, проблемы развития национальной музыкальной культуры в Адыгее. С. 1992 г. А.Н. Соколова – Член Союза композиторов России, с 1994 г. – кандидат искусствоведения. Защита диссертацию по теме «Инструментальная культура адыгов» состоялась в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург). Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор И.В. Мациевский. С 2006 г. А.Н. Соколова – доктор искусствоведения. Защитила диссертацию по теме: «Традиционная инструментальная культура западных адыгов: системно-типологическое исследование» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор М.А. Лобанов. А.Н. Соколова – Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея. Она является обладательницей зарубежных Грантов: Грант Сороса на обучение в Центральном Европейском университете (CEU), Hungary, Budapest (1997); Грант на работу в архиве EMI / UK, London (1999); Грант на участие в ежегодном семинаре этномузыкологов Европы (ESEM), Институт этномузыкологии, Норвегия, г. Рауланд (2001); Грант фонда Фрица Тиссена (Fritz Thyssen Stiftung) на участие во втором съезде ученых-тюркологов (2010). Всего А.Н. Соколовой было выиграно более 10 грантов и осуществлено 12 зарубежных докладов и публикаций.

С 2006 г. кафедрой теории, истории музыки и методики музыкального воспитания руководит кандидат искусствоведения Н.Л. Чепниян. Область научных интересов: становление и развитие профессиональной академической культуры в Республике Адыгея, музыкальная культура постсоветского периода, управление и модернизация образовательных программ в области вузовского музыкального образования. С 2003 г. Н.Л. Чепниян – кандидат искусствоведения. Защита диссертации состоялась в Диссертационном совете Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова по теме «Профессиональная музыкальная культура Адыгеи ХХ в.». Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор А.М. Цукер. С 2001 г. Н.Л. Чепниян – Заслуженный деятель искусств Республики Адыгея, Заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества. Более 15 лет ведёт просветительскую деятельность на базе Адыгейской республиканской филармонии.

В 2007 г. заведующей кафедрой теории, истории музыки и методики музыкального воспитания становится С.И. Хватова, окончившая Астраханскую государственную консерваторию по специальности музыковедение. Сфера её научных интересов связана с исследованием развития и возрождения жанров духовной музыки в творчестве композиторов ХХ века, в частности, духовного концерта. В 2006 г. в Ростовской государственной консерватории (академии) им. С.В. Рахманинова С.И. Хватова защитила диссертацию по теме «Русский духовный концерт второй половины ХХ века» и получила ученую степень кандидата искусствоведения. Научный руководитель: кандидат искусствоведения, профессор И.П. Дабаева. В настоящее время С.И. Хватова – заместитель директора Института искусств по учебной работе, заведующая кафедрой музыкально-исполнительских дисциплин Института искусств, ведёт работу над докторским исследованием.

С 2008 г. по настоящее время кафедрой руководит С.А. Мозгот – выпускница Астраханской государственной консерватории по специальности музыковедение. Область научных интересов: проблемы музыкального содержания, пространственная природа музыки, взаимодействие различных видов искусства в художественном произведении. С 2006 г. – кандидат искусствоведения. Научную степень получила, защитив диссертацию по теме «Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси» в Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова. Научный руководитель: доктор искусствоведения, профессор Л.П. Казанцева. В настоящее время С.А. Мозгот работает над докторским исследованием.

Современная кафедра

1.Структура кафедры

На кафедре существуют две секции – теории и истории музыки и секция методики музыкального образования, – ведущие профилирующую подготовку студентов по психолого-педагогическим и музыкально-теоретическим дисциплинам по двум специальностям: 030700 «Учитель культурологии», 050601 «Музыкальное образование», квалификация «Учитель музыки». На кафедре теории, истории музыки и методики музыкального воспитания работают 2 доктора наук, профессора: В.Г. Мозгот – доктор педагогических наук (1997) и А.Н. Соколова – доктор искусствоведения (2006), 4 кандидата наук: Р.И. Лозовская – кандидат педагогических наук (2000), Н.Л. Чепниян – кандидат искусствоведения (2003), И.В. Митус – кандидат педагогических наук (2004), С.А. Мозгот – кандидат искусствоведения (2006).

Педагоги кафедры преподают общепрофессиональные дисциплины (ОПД) и дисциплины предметной подготовки (ДПП), включающие федеральный и национально-региональный компонент; дисциплины и курсы по выбору, дисциплины дополнительной специализации, факультативы; осуществляют подготовку и контроль прохождения учебной, производственной практик студентов, участвуют в проведении государственной итоговой аттестации. Члены кафедры создают авторские программы. К ним относятся программы курсов: «Основы музыкальной драматургии» (составитель – Н.Л. Чепниян), «Практическое восприятие музыки», «Теория музыкального содержания» (составитель – С.А. Мозгот), «Внеклассная работа учителя музыки» (составитель – И. В. Митус), «Основы духовной культуры учителя музыки» (составитель – Р.И. Лозовская), «Музыкальная культура адыгов», «Музыкальная социология», «Научно-музыкальное проектирование», «Основы научного поиска», «Творчество композиторов Адыгеи» (составитель – А.Н. Соколова); «Творчество композиторов Северного Кавказа», «Психология творчества», «Знаковые системы в культуре», «Методы активизации познавательной деятельности учащихся», «Игра как средство развития познавательно-творческих способностей» (составитель – В.Г. Мозгот); «Религия и живопись», «Религия и музыка», «Хоровое сольфеджио», «Практическая аранжировка», «Компьютер и музыка», «История музыкальных стилей ХХ века» (составитель – С.И. Хватова).

2. Учебно-методическая деятельность кафедры.

В период с 2005 по 2010 гг. педагогами кафедры было выполнено 29 научных и научно-методических изданий. Большая часть из них принадлежит учебно-методическим работам – 21. Кроме этого педагогами кафедры выпущено 3 монографии: Р.И. Лозовская. Развитие духовности личности в системе музыкального образования. – Майкоп: АГУ, 2006. – 11,2 п.л., Митус И.В. Славянская мифология. – Майкоп, АГУ, 2008. С.А. Мозгот. Музыкальное пространство в творчестве Клода Дебюсси. – Майкоп: АГУ, 2008. – 12,6 п.л., С.И. Хватова. Современный русский духовный концерт. – Майкоп: АГУ, 2008. – 16 п.л., 5 сборников материалов конференций, 1 сборник материалов круглого стола. Монографии Р.И. Лозовской присвоен гриф Южного отделения РАО; пособию Р.И. Лозовской. Теория музыкального образования. – Майкоп: АГУ, 2009. и пособию С.А. Мозгот, Н.Л. Чепниян. Музыкальная культура Адыгеи: Аслан Готов, Мурат Хупов. – Майкоп: АГУ, 2009. – 7, 93 п.л. присвоен гриф Министерства науки и образования Республики Адыгея. Остальные пособия написаны на высоком научно-методическом уровне и имеют гриф научно-методического совета Адыгейского госуниверситета.

3. Научная деятельность кафедры.

К одним из значительных достижений кафедры можно отнести получение высоких мест в рейтинге научно-исследовательской деятельности Адыгейского госуниверситета. На протяжении 2005-2010 гг. кафедра имела высокие показатели в рейтинге кафедр университета по научно-исследовательской деятельности: 2005 г. – 4 место, 2006 – 3 место, 2007 – 3 место, 2008 – 2 место, 2009 – 1 место, 2010 – 2 место.

На кафедре теории, истории музыки и методики музыкального воспитания существуют и развиваются два научных направления: «Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтинческом регионе» (руководитель – академик, профессор В.Г. Мозгот) и «Музыкальная культура региона» (руководитель – профессор А.Н. Соколова). Каждое из направлений обладает высокой степенью динамики развития. Так, в контексте работы направления «Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтинческом регионе» за прошедшие пять лет было проведено 7 научных мероприятий, 5 международных научно-практических конференций с участием специалистов из 9 стран, среди которых Австралия, Австрия, Америка, Белоруссия, Германия, Китай, Польша, Россия, Украина.

Деятельность направления «Музыкальная культура региона» связана с изучением, сохранением и транслированием достижений музыкальной культуры адыгов, как в сфере народной, так и академической музыки. Важнейшими векторами деятельности данного научного направления является просветительская работа, как в регионе, так и за рубежом (выступления А.Н. Соколовой на научных конференциях в Абердине, Берлине, Вене, Лондоне, Вильнюсе, Праге, Эдинбурге и других городах), а также становление и рост научных кадров. Только за последние два года деятельности этого направления было подготовлено более 36 докладов (статей и тезисов) студентов и аспирантов, выступавших на конференциях различного уровня в Краснодаре, Липецке, Майкопе, Махачкале, Нальчике, Ростове-на-Дону, Тамбове, защищено 2 кандидатские диссертации.

Соотношение фундаментальных и прикладных научных исследований, в целом, осуществляется с перевесом в сторону фундаментальных исследований с внедрением собственных разработок в учебную деятельность. Источники финансирования – Министерство образования РФ, Российский фонд гуманитарных исследований, Российский фонд фундаментальных исследований, Министерство образования Республики Адыгея. В 2007-2008 годах при поддержке РГНФ на кафедре осуществлялась комплексная исследовательская программа «Косовские адыги в Адыгее: социокультурная адаптация репатриантов и устойчивое развитие региона» (научный руководитель проекта – А.Н. Соколова).

Педагоги кафедры осуществляют руководство аспирантами, соискателями (7 человек) и докторантами (1). Профессора В.Г. Мозгот и А.Н. Соколова участвуют в деятельности диссертационных советов Краснодарского университета культуры и искусства, Адыгейского государственного университета.

Ежегодно 5-7 студенческих исследований в Институте искусств по результатам государственного экзамена представляются на Всероссийский конкурс студенческих работ. Из них 4-5 работ получают Дипломы Министерства образования Российской Федерации или базовых вузов страны. В 2008 году Медаль Министерства образования РФ получило научное исследование С.Ш. Мустафаева «Формирование компонентов музыкального сознания старшеклассников» (науч. руководитель: С.А. Мозгот).

Активную подготовку конкурсных работ студентов ведут профессор А.Н. Соколова, доценты С.И. Хватова, Р.И. Лозовская, И.В. Митус. Дипломами Министерства образования РФ были награждены:

в 2006 году 6 человек, внутривузовское поощрение получил 1 человек;

в 2007 году диплом получили 2 человека, внутривузовское поощрение – 10 человек;

в 2008 году диплом получили 4 человека, внутривузовское поощрение – 10, 1 студент – медаль Министерства образования РФ.

Общий процент результативности конкурса научных работ студентов кафедры составляет около 70 % в сравнении с результативностью деятельностью других кафедр университета. Так, в 2008 г. из 12 дипломов и поощрений конкурса студенческих научных работ, полученных кафедрами АГУ – 8 дипломов принадлежат кафедре теории, истории музыки и методики музыкального воспитания.

За пятилетний период (с 2005-2010) на кафедре было проведено: 2 Олимпиады по музыке (республиканская и городская – 2006, 2007). Организаторы: Р.И. Лозовская, И.В. Митус. В 2009 г. в Институте искусств совместно с Министерством образования и науки Республики Адыгея учреждён конкурс научно-методических работ учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры СОШ. На конкурс было представлено: 3 учебно-методических пособия, 1 рабочая тетрадь, 2 научно-методических статьи и 7 разработок уроков. Лучшие работы (3) награждены грамотами Министерства науки и образования Республики Адыгея, 9 – внутривузовскими дипломами, 3 – грамотами за активное участие.

4. Международное сотрудничество.

Результативность форм международного сотрудничества достаточно высока. Признание кафедры за рубежом осуществляется благодаря выступлениям и публикациям профессора А.Н. Соколовой, которая является членом Европейского общества этномузыкологов (ESEM) и членом Британского общества музыкологов (BFE). Она регулярно выступает с докладами на музыковедческих форумах европейских стран, ее монографии переведены на английский язык и используются в работе Кембриджского Берлинского университетов. Результаты исследований А.Соколовой опубликованы на адыгейском, английском, армянском, грузинском и турецком языках.

Статьи В.Г. Мозгот опубликованы в Германии, Польше; С.А. Мозгот – в Германии, а также в сборниках трудов конференции Научно-исследовательского проектно-конструкторского института морского флота Украины: «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития», Одесса, 2009. С.И. Хватова является внештатным сотрудником специализированного журнала «Регентское дело» (Украина). Статья Р.И. Лозовской вышла в Болгарии (2008).

Востребованность выпускников Института искусств достаточно высока: из поступивших за последние три года 48 заявок 46 удовлетворены. Из 103 человек только 9 не работают по специальности. Примечательно, что по профилю в регионе трудоустроились 94 человека. Эта ситуация весьма закономерна, поскольку педагоги, ректорат Университета тщательно следят за судьбой выпускаемых специалистов. Лучшие выпускники Института искусств остаются работать в университете. Среди таковых много выпускников предшествующих лет: Горбачева А. (инженер-лаборант кафедры психологии), Хабохова З. (помощник проректора университета по воспитательной работе), Аташокова М. (инженер-лаборант кафедры музыкально-исполнительских дисциплин Института искусств), Скаковская Ю. (концертмейстер Института искусств), Лаптиева А.С. (концертмейстер Института искусств АГУ). Выпускники Института искусств работают и за пределами Адыгеи: в Москве (Захарян Д.Б. – руководитель детской джазовой студии, Никулина Т.В. – концертмейстер Московской консерватории военных дирижёров), в Санкт-Петербурге (М.Анзарокова – научный сотрудник Фольклорного центра Санкт-Петербургской государственной консерватории), Ростове, Краснодаре (Паращук Н. – артистка Кубанского казачьего хора, М.А. Амбарцумян – директор межшкольного этнического центра, О.Ю. Соломатина – доцент КубГУ), Сургуте, Нижневартовске, Норильске, на Ямале и других городах России.

Преподаватели кафедры ежегодно читают лекции в Институте повышения квалификации учителей (А.Н. Соколова, В.Г. Мозгот, И.В. Митус, С.А. Мозгот), выступают с просветительскими лекциями-беседами (Н.Л. Чепниян, И.В. Митус), участвуют в программах Адыгейского республиканского радио и телевидения (А.Н. Соколова, С.И. Хватова, Н.Л. Чепниян), проводят встречи с общественностью, авторские концерты композиторов Адыгеи (И.В. Митус, Н.Л. Чепниян).

Новости