"Призвание художника — озарять светом глубины человеческой души". Р. Шуман
Сфера научных интересов: теория музыкального содержания, музыкальная эстетика, пространство и время в искусстве. С.А. Мозгот – автор рецензий и отзывов на научные работы, в том числе авторефераты кандидатских диссертаций Т.С. Андрущак «Мемориальность в отечественной музыке последней трети ХХ века (к исследованию феномена)» (Саратов, 2007); О.В. Шмаковой «Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930 – 1950-е гг.)» (Новосибирск, 2008), И.И. Васирук «Художественно-содержательные особенности фуги в творчестве отечественных композиторов последней трети ХХ века» (Саратов, 2008), Е.В. Парусовой «Пейзажные образы в фортепианном творчестве конца XIX – начала XX веков. К проблеме изобразительности в искусстве» (Саратов, 2010). Новикова Е.Б. «Импровизация: сущность и философско-антропологические смыслы» (Омск, 2012).
С.А. Мозгот – автор одной монографии, трёх учебно-методических пособий, общим объёмом 31 п.л., более 70 научных статей, в том числе, 15 из них опубликовано в журналах, рекомендованных ВАК, 17 за рубежом (Германия, Грузия, Италия, Латвия, Молдавия, Сербия, Украина). В журналах международных баз данных Scopus– 3. Постоянный участник международных и всероссийских научных конференций в Астрахани (2001, 2002, 2009, 2014), Белграде (Сербия, 2012), Ганновере (Германия, 2003), Волгограде (2002, 2008, 2011-2016), Даугавпилсе (Латвия, 2014-2015), Краснодаре (2001), Кишинёве (Молдавия, 2014, 2016, 2017), Майкопе (2001 – 2003, 2007 – 2010, 2016), Москве (2003), Тбилиси (Грузия, 2017).
Научные достижения: дипломант Первого Всероссийского конкурса научных работ молодых учёных в области музыкального искусства, Казань 18 ноября 2004 г.
Внедрение научных результатов: результаты научных работ включены в дисциплины специальной предметной подготовки «История зарубежной музыки», «История русской музыки», «Основы теоретического музыкознания», дисциплину по выбору «Теория музыкального содержания».
Организационно-научная работа (руководство НСО и т.д.): на базе Института искусств Адыгейского государственного университета с 2008 г. регулярно организовываются и проводятся международные (очные и заочные) конференции «Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе», круглые столы, научно-методические семинары с участием учителей музыки, изобразительного искусства, МХК СОШ. Начиная с 2010 г. впервые на базе Института искусств совместно с Министерством образования и науки Республики Адыгея был организован и проведён Первый республиканский конкурс научно-методических работ учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры средних общеобразовательных школ.
Педагогическая деятельность
Ведёт курсы теоретических дисциплин: «История музыки», «Сольфеджио», «Музыкально-теоретическая подготовка (гармония)», «Теория музыкального содержания».
Педагогические достижения:
Под руководством С.А. Мозгот подготовлены 4 научные работы, получившие дипломы Всероссийского конкурса научных работ студентов:
1. Пилина Е. Образы животных в детской фортепианной музыке. – Диплом Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена).
2. Паходкина К. Проблемы профессиональной подготовки учителя культурологи (в рамках специализации «Учитель музыки»). – Диплом Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
3. Ямбулатова А. Оптимизация процесса обучения игре на домре (из опыта работы ДШИ г. Лабинска). – Диплом Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
4. Хитеева О. Проблемы эстетического обучения в ДШИ-гимназии: (гендерный аспект). – Диплом Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
В 2008 г. научная работа С.Ш. Мустафаева «Развитие компонентов музыкального сознания старшеклассников», написанная под руководством С.А. Мозгот была удостоена медали Министерства образования и науки Российской Федерации.
Внедренность в педагогику Ваших научных разработок: методологии музыкального содержания. Основы методологии музыкального содержания с наибольшей степенью проявляются при написании курсовых работ по курсу Истории музыки, Анализу музыкальных произведений, в квалификационных исследованиях.
Методическая деятельность
Методическое руководство (среднее звено, ДМШ, дошкольное учреждение). Проведение курсов ФПК:С.А. Мозгот участвует в курсах повышения квалификации в Адыгейском республиканском колледже искусств им. У.Х. Тхабисимова, ежегодно читает лекции в Институте повышения квалификации учителей при Адыгейском государственном университете.
Творческая деятельность
Лекторская работа: Журналистика: статьи в научных журналах, рекомендуемых ВАК (Проблемы музыкальной науки, Уфа; Вестник Адыгейского государственного университета, Культурная жизнь Юга России, Краснодар).
СПИСОК
научных и учебно-методических трудов
Мозгот Светланы Анатольевны
№№ П/П |
НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ, ЕЁ ВИД |
ХАРАКТ. РАБОТЫ |
ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ |
ОБЪЁМ В П.Л. |
СОАВТ. |
|
1. |
Об использовании музыкального фольклора адыгов в формировании художественных вкусов старшеклассников (статья) |
печ. |
// Музыкальный фольклор адыгов: Материалы науч.-практической конференции. – Майкоп, 1988. |
0,5 |
||
2. |
Психология организации самодеятельного музыкального коллектива (тезисы) |
печ. |
// Вторая научно-практическая конференция психологов. – Краснодар, 1989. |
0,2 |
||
3. |
Формирование музыкально-эстетического вкуса школьников в самодеятельном ансамбле (статья) |
печ. |
Рукопись деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» 26.05.83 г. № 62-83. |
0,6 |
||
4. |
Воспитание музыкально-эстетического вкуса старших школьников в процессе формирования коллектива (статья) |
печ. |
Рукопись деп. в НИО «Информкультура» 17.07.84 г. |
0,6 |
||
5. |
Возможности музыкального фольклора в процессе развития вкусов школьников (тезисы) |
печ. |
// Вопросы совершенствования эстетического воспитания в СССР: Материалы участников. конференции молодых ученых НИИ ХВ АПН СССР. – М.,1988. |
0,2 |
||
6. |
Музыкальная самодеятельность и развитие художественных вкусов школьников (статья) |
печ. |
// Советская педагогика. – М.,1989. № 4. |
0,45 |
||
7. |
Ценностные ориентации современного старшеклассника в сфере искусства (тезисы) |
печ. |
// Теоретические и прикладные проблемы практической психологии. – Краснодар, 1989. |
0,2 |
||
8. |
Музыкальный вкус и целостный процесс развития личности старшеклассника (тезисы) |
печ. |
// Проблемы эстетического и художественного образования в истории педагогической науки и советской школы. – М., 1990. |
0,2 |
||
9. |
О музыке для современных старшеклассников (тезисы) |
печ. |
// Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – Херсон-Москва, 1990. |
0,2 |
||
10. |
Использование комплекса искусств в формировании духовной культуры старших школьников (тезисы) |
печ. |
// Материалы региональной научной конференции молодых учёных Северного Кавказа. – Майкоп, 1990. |
0,2 |
||
11. |
Формирование музыкально-эстетических вкусов школьников в ходе педагогической практики (тезисы) |
печ. |
// Совершенствование профессионально-деятельностной подготовки учителя. – Майкоп, 1990. |
0,2 |
||
12. |
Музыкально-эстетический вкус и духовная культура личности (тезисы) |
печ. |
// Актуальные проблемы эстетического воспитания в СССР. – М., 1990. |
0,2 |
||
13. |
Музыкальный вкус как компонент духовной культуры современного школьника |
печ. |
// О перестройке содержания образования. Методические рекомендации. – Краснодар, 1990. |
0,2 |
||
14. |
К проблеме социо-культурной детерминации музыкально-художественного вкуса (статья) |
печ. |
// Вопросы психологии. – М., 1991. № 1. |
0,75 |
||
15. |
К определению уровня развития эстетической культуры будущего педагога-музыканта (тезисы) |
печ. |
// Материалы научно-практической конференции краснодарского отделения общ.-ва психологов СССР. – Краснодар, 1991. |
0,2 |
||
16. |
Развитие ценностно-ориентационного единства в самодеятельном коллективе (коллективная монография) |
печ. |
Формирование эстетического отношения к искусству в 6-ти тт. / Отв. ред. В.Г. Бутенко. – М., 1991. Т. 4. |
0,35 |
||
17. |
Л.С. Выготский и формирование эмоциональной культуры личности (тезисы) |
печ. |
// Тезисы докладов IV конференции молодых ученых НИИ ХВ АПН СССР. – М., 1991. |
0,2 |
||
18. |
Роль художественной суггестии в формировании психологической готовности к деятельности будущего учителя музыки (тезисы) |
печ. |
// Психологические аспекты профессиональной подготовки специалистов: Материалы международной конференции – Майкоп: АГУ, 1992. |
0,2 |
||
19. |
Художественная игра как средство формирования нравственной культуры личности (тезисы) |
печ. |
// Игра. Творчество. Одаренность: Тезисы докладов участниковV научно-практической конференции НИИ ХВ АПН СССР. – М., 1992. |
0,2 |
||
20. |
Формирование художественного вкуса личности (Монография) |
печ. |
Северо-Кавказский научный центр высшей школы. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1992. |
10 |
||
21. |
Важное средство развития художественных вкусов (статья) |
печ. |
«Социологические исследования». – М., 1992. № 7 |
0,35 |
||
22. |
К вопросу эстетического вкуса в психологической антропологии (тезисы) |
печ. |
Новости антропологии и антропоэкологии. – Винница, 1992. № 2. |
0,1 |
||
23. |
Развитие восприятия студентками-музыкантами педагогов в общении (тезисы) |
печ. |
// Материалы Форума ученых Адыгеи 14 -17 апреля 1993 г. – Майкоп: АГУ, 1993. |
0,2 |
||
24. |
Развитие установки к деятельности у будущих педагогов (тезисы) |
печ. |
// Психологические и гипнологические аспекты профессиональной подготовки специалистов: Материалы международной конференции. – Майкоп: АГУ, 1993. |
0,2 |
||
25. |
Психологические проблемы обучения студентов-музыкантов младших курсов (тезисы) |
печ. |
// Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление: Тезисы докладов Российской научной конференции 25-28 мая 1993. – Волгоград, 1993. |
0,2 |
||
26. |
Использование элементов народной педагогики адыгов в музыкально-эстетическом воспитании и образовании школьников (тезисы) |
печ. |
// Народная педагогика – основа воспитания: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. – Казань, 1993. |
0,3 |
||
27. |
Игровые методы как средство совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта (методические рекомендации) |
печ. |
// Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Калуга, 1993. |
0,2 |
||
28. |
Теория В.И. Вернадского и некоторые тенденции развития отечественной психологии личности (тезисы) |
печ. |
// Развитие личности в процессе педагогической деятельности: Тезисы докладов XIII научной конференции вузов Юга России. – Майкоп: АГУ, 1994. |
0,1 |
||
29. |
Музыкально-просветительские идеи О.А. Апраксиной и формирование элементов эстетического сознания будущих педагогов-музыкантов (тезисы) |
печ. |
// Тезисы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора О.А. Апраксиной. – М.: МПГУ, 1995. |
0,2 |
||
30. |
Исторический характер развития и преемственность принципа сохранения эстетического сознания в различных культурах (на материале Древней Греции и Рима) (статья) |
печ. |
// Иллюзия ценностей или теория конфликтов: Материалы VI международного практического семинара «Культура в системе образования». – М.: НИИ ХВ РАО, 1995. |
0,45 |
||
31. |
Особенности самоактуализации личности будущих педагогов-музыкантов при подготовке к профессиональной деятельности (тезисы) |
печ. |
// Материалы научно-практической конференции. – Майкоп: АГУ, 1995. |
0,2 |
||
32. |
Психология усвоения знаний студентами-музыкантами (тезисы) |
печ. |
// Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика: Материалы всероссийской научной конференции. – Оренбург: ОГПИ, 1995. |
0,2 |
||
33. |
Формирование эстетического сознания учащейся молодежи на современном этапе (на материале музыкально-воспитательной и музыкально-образовательной работы в ВУЗах и колледжах Северо-Кавказского региона): Автореферат докторской диссертации. |
печ. |
Автореф. дис. …доктора педагогических наук. – М., 1996. |
2,5 |
||
34. |
Формирование художественного воображения учащихся в процессе игры на музыкальных инструментах (тезисы) |
печ. |
// Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях: Материалы всероссийского совещания-семинара. – Москва-Самара, 1996. |
0.15 |
||
35. |
Формирование эстетического сознания современной учащейся молодежи (тезисы) |
печ. |
// Культура. Досуг. Дети: Материалы II научно-практического межрегионального семинара. – М.: МПГУ, 1996. |
0,2 |
||
36. |
Роль межпредметных связей в музыкально-эстетическом образовании школьников (тезисы) |
печ. |
// Психодидактика высшего и среднего образования: Тезисы докладов первой всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул, 1996. |
0,1 |
||
37. |
К проблеме современного музыкального языка (статья) |
печ. |
// Язык. Общение. Бизнес: Доклады и тезисы участников VII международного научно-практического семинара. – М.: НИИ ХО РАО, 1996. |
0,35 |
||
38. |
Формирование музыкальных способностей дошкольников в этнокультурной среде (тезисы) |
печ. |
// Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов годичного собрания Южного отделения РАО и XVI региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-на-Дону: РПГУ, 1997. |
0,1 |
||
39. |
Формирование ценностных ориентаций будущего педагога-музыканта (тезисы) |
печ. |
// Творческая педагогика накануне нового века: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 31марта-2 апреля 1997. – М.: МПГУ, 1997. |
0,2 |
||
40. |
Формирование эстетического сознания учащихся в школьных и внешкольных музыкально-художественных кружках, факультативах и ансамблях (в условиях Адыгеи): Уч.-метод. пособие |
печ. |
Формирование эстетического сознания учащихся в школьных и внешкольных музыкально-художественных кружках, факультативах и ансамблях (в условиях Адыгеи). – Майкоп: АГУ, 1997. |
1,5 |
||
41. |
Формирование ключевых музыкальных понятий на занятиях по музыкальному инструменту (статья) |
печ. |
// Проблемы искусства и этнографии: Материалы научно-практической конференции. – Майкоп: АГУ, 1997. |
0,5 |
||
42. |
Музыкальное образование студенческой молодежи в условиях национального региона (статья) |
печ. |
// Проблемы развития образования на Северном Кавказе / Ред. проф. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 1998. |
0,3 |
||
43. |
Особенности построения музыкально-образовательной системы (на материале Северного Кавказа) (статья) |
печ. |
// Материалы региональной научно-практической конференции. Краснодар: КГУКИ, 1999. |
0,3 |
||
44. |
Формирование музыкального мира личности с учетом этнокультурного фактора (статья) |
печ. |
Вестник Пятигорского лингвистического университета. – Пятигорск: ПГЛУ, 1999. – № 2. |
0,8 |
||
45. |
Музыкальное мышление современной студенческой молодежи (Проблемы. Происхождение. Пути формирования): Уч.-метод. пособие |
печ. |
Музыкальное мышление современной студенческой молодежи. – Майкоп: АГУ, 1999. |
3,2 |
||
46. |
Основные направления написания курсовой и дипломной работы по музыкальному образованию: Метод. рекомендации |
печ. |
Основные направления написания курсовой и дипломной работы по музыкальному образованию. – Майкоп: АГУ, 2000. |
6,1 |
Р.И. Лозовская |
|
47. |
Психология бизнеса и менеджмента: Уч. пособие |
печ. |
Психология бизнеса и менеджмента. – Майкоп: АГУ, 2000. |
4 |
||
48. |
К проблеме регионализации музыкального образования (статья) |
печ. |
// Поликультурное образование на Северном Кавказе: Проблемы, тенденции, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. – Махачкала-Пятигорск: ДГУ, 2000. |
0,3 |
||
49. |
Музыкальное образование в историко-антропологической перспективе (статья) |
печ. |
// Материалы региональной научно-практической конференции. Краснодар: КГУКИ, 2001. |
0,3 |
||
50. |
СМИ и развитие музыкального мира личности в условиях поликультурного региона (статья) |
печ. |
// Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Материалы международного конгресса. Симпозиум VIII. Интегративная антропология. Когнитивная психология. Этнопсихология. Пятигорск: ПГЛУ, 2001. |
0,3 |
||
51. |
Гармоника: История, Теория, Практика (рецензия на сборник материалов Международной научно-практической конференции «Гармоника: История, Теория, Практика» 28-30 мая 2001. – Майкоп, АГУ) |
печ. |
Информационный бюллетень «Народник». – М. – 2001. – №1. |
0,15 |
||
52. |
Музыкальное содержание: проблема бессознательного (статья) |
печ. |
Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 декабря 2002. – Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 2002. |
0,3 |
||
53. |
“Auditory Imprinting” In Shaping An Individual’s Music World (аbstracts) |
печ. |
// Abstracts of the 5th Triennial Conference of the European Society for the Cognitive Sciences of Music (ESCOM). – Hanover: University of Music and Drama, 2003.
|
0,1 |
||
54. |
Музыкальная информация и диалог культур (статья) |
печ. |
Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы международной научной конференции 10-11 апреля 2002. – Волгоград: ВолГУ, 2003. |
0,5 |
||
55. |
Введение в музыкальную психотерапию (тезисы) |
печ. |
V конгресс этнографов и антропологов России. Омск, 9-12 июня 2003. – М., 2003. |
0,1 |
||
56. |
Художественно-образовательные системы и музыкальное развитие студенческой молодежи (в условиях Адыгеи) |
печ. |
Мир образования – образование в мире. – М.: МПСИ РАО, 2004. – № 4. |
0,6 |
||
57. |
К проблеме психологии способностей (музыкальные способности как особое проявление способностей общих и как способности специальные) |
печ. |
Мир психологии. Российская академия государственной службы при президенте РФ. – М.: МПСИ РАО, 2005. – № 3. |
1 |
||
58. |
Введение в музыкальную психофизиологию: Уч.-метод. пособие |
печ. |
Введение в музыкальную психофизиологию. – Майкоп: АГУ, 2005 |
4,5 |
||
59. |
Педагогическая синергетика и становление личности растущего человека (статья) |
печ. |
Мир образования – образование в мире. – М.: МПСИ РАО, 2006. – № 3. |
0,4 |
||
60. |
Некоторые тенденции развития художественного вкуса современной студенческой молодёжи |
печ. |
Вестник АГУ. – Майкоп: АГУ, 2007. |
1 п.л. |
||
61. |
Эстетические вкусы учащейся молодёжи в начале ХХI века: закономерности становления и развития |
печ. |
Художник и время: взаимодействие культур в современном мире. – Краснодар-Анапа: КГУКИ, 2007. – С. 35-38.
|
0,3 |
||
62. |
Психологические проблемы музыкального общения: исполнитель – слушатель |
печ. |
Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов: Сб. материалов всероссийской науч. конференции. – Астрахань: АГК, 2007. – С. 6-14.
|
0,9 |
||
63. |
Музыкальное общение как фактор развёртывания межсубъектных отношений |
печ. |
Мир психологии. – 2007. – № 3. – С. 226-236.
|
1 п.л. |
||
64. |
Теория и практика музыкальной терапии |
печ. |
Проблемы хорового исполнительства в системе музыкального образования в полиэтнического региона. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://arts.adygnet.ru |
0,7 |
||
65. |
От редактора |
печ. |
Музыкальная летопись российских регионов. – Майкоп: Аякс, 2007 |
0,4 |
||
66. |
От редактора |
печ. |
Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе. – Майкоп, 2008. Вып. 2 |
0,4 |
||
67. |
Музыкальное образование студенческой молодёжи в полиэтническом регионе: проблемы и перспективы |
печ. |
Нравственное и патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации, М.: МГПУ, 2008. |
0,3 |
||
68 |
Эстетические ценности современных подростков и старшеклассников |
Печ. |
// Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – Одесса: Изд.-во Черноморье, 2009. – Т.4. – С. 71-74 |
0, 25 |
||
69 |
К проблеме модернизации системы художественного образования и воспитания студенческой молодёжи в полиэтническом регионе |
Печ. |
// Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы: материалы научно-практической конференции. – М.: МПСИ «Модэк», 2009. – С. 209-213. |
0, 31 |
||
70 |
Проблема бессознательного в музыкальной деятельности и Homo musicus |
Печ. |
// Мир психологии. – 2009. – № 3. – С. 261-272.
|
1 п.л. |
||
71 |
От редактора |
Печ. |
// Актуальные вопросы художественного образования и музыковедения в полиэтническом регионе: материалы международной конференции. – Майкоп: изд.-во О.Г. Магарина, 2009. – С. 6-9 |
0,2 |
||
72 |
К проблеме соотношения темперамента и личности в структуре интегральной индивидуальности педагога-музыканта |
Печ. |
// Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: материалы международной конференции. – Майкоп: изд.-во О.Г. Магарина, 2009. – С. 7-14 |
0,5 |
||
73 |
От редактора |
Печ. |
// Проблемы модернизации художественного образования: материалы круглого стола 25 ноября 2009. - Майкоп: изд.-во О.Г. Магарина, 2009. – С. 5-7 |
0,2 |
||
74 |
Эстетические ценности современных подростков и старшеклассников |
Печ. |
// Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – Одесса: Изд.-во Черноморье, 2009. – Т.4. – С. 71-74. – 0,25 п.л. |
0,35 |
||
75 |
Способы улучшения психоэмоционального состояния личности в музыкальной деятельности |
Печ. |
Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании‘2009. Одесса: Изд.-во Черноморье, 2009. – Т.4. – С. 71-74. – 0,25 п.л. |
0,35 |
||
76 |
Психология музыкальной деятельности |
Печ. |
Психология музыкальной деятельности: Учебное пособие. – Майкоп: изд.-во О.Г. Магарина, 2009. – 144 с. |
9 |
||
77 |
Синергетика и современное художественное образование: проблемы исследования |
Печ. |
Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусств. – Белгород: БГИКИ, 2009. – С. 57-64. |
0,5 |