"Призвание художника — озарять светом глубины человеческой души". Р. Шуман

5

Научная деятельность С.А. Мозгот

Сфера научных интересов: теория музыкального содержания, музыкальная эстетика, пространство и время в искусстве. С.А. Мозгот – автор рецензий и отзывов на научные работы, в том числе авторефераты кандидатских диссертаций Т.С. Андрущак «Мемориальность в отечественной музыке последней трети ХХ века (к исследованию феномена)» (Саратов, 2007); О.В. Шмаковой «Финал в симфонических циклах Бартока, Онеггера и Хиндемита (1930 – 1950-е гг.)» (Новосибирск, 2008), И.И. Васирук «Художественно-содержательные особенности фуги в творчестве отечественных композиторов последней трети ХХ века» (Саратов, 2008), Е.В. Парусовой «Пейзажные образы в фортепианном творчестве конца XIX – начала XX веков. К проблеме изобразительности в искусстве» (Саратов, 2010). Новикова Е.Б. «Импровизация: сущность и философско-антропологические смыслы» (Омск, 2012). 

 С.А. Мозгот – автор одной монографии, трёх учебно-методических пособий, общим объёмом 31 п.л., более 70 научных статей, в том числе, 15 из них опубликовано в журналах, рекомендованных ВАК, 17 за рубежом (Германия, Грузия, Италия, Латвия, Молдавия, Сербия, Украина). В журналах международных баз данных Scopus– 3. Постоянный участник международных и всероссийских научных конференций в Астрахани (2001, 2002, 2009, 2014), Белграде (Сербия, 2012), Ганновере (Германия, 2003), Волгограде (2002, 2008, 2011-2016), Даугавпилсе (Латвия, 2014-2015), Краснодаре (2001), Кишинёве (Молдавия, 2014, 2016, 2017), Майкопе (2001 – 2003, 2007 – 2010, 2016), Москве (2003), Тбилиси (Грузия, 2017).

Научные достижения: дипломант Первого Всероссийского конкурса научных работ молодых учёных в области музыкального искусства, Казань 18 ноября 2004 г.

Внедрение научных результатов: результаты научных работ включены в дисциплины специальной предметной подготовки «История зарубежной музыки», «История русской музыки», «Основы теоретического музыкознания», дисциплину по выбору «Теория музыкального содержания».

Организационно-научная работа (руководство НСО и т.д.): на базе Института искусств Адыгейского государственного университета с 2008 г. регулярно организовываются и проводятся международные (очные и заочные) конференции «Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе», круглые столы, научно-методические семинары с участием учителей музыки, изобразительного искусства, МХК СОШ. Начиная с 2010 г. впервые на базе Института искусств совместно с Министерством образования и науки Республики Адыгея был организован и проведён Первый республиканский конкурс научно-методических работ учителей музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры средних общеобразовательных школ.

Педагогическая деятельность

Ведёт курсы теоретических дисциплин: «История музыки», «Сольфеджио», «Музыкально-теоретическая подготовка (гармония)», «Теория музыкального содержания».

Педагогические достижения:

Под руководством С.А. Мозгот подготовлены 4 научные работы, получившие дипломы Всероссийского конкурса научных работ студентов:

1. Пилина Е. Образы животных в детской фортепианной музыке. – Диплом Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена).

2. Паходкина К. Проблемы профессиональной подготовки учителя культурологи (в рамках специализации «Учитель музыки»). – Диплом Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

3. Ямбулатова А. Оптимизация процесса обучения игре на домре (из опыта работы ДШИ г. Лабинска). – Диплом Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

4. Хитеева О. Проблемы эстетического обучения в ДШИ-гимназии: (гендерный аспект). – Диплом Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

В 2008 г. научная работа С.Ш. Мустафаева «Развитие компонентов музыкального сознания старшеклассников», написанная под руководством С.А. Мозгот была удостоена медали Министерства образования и науки Российской Федерации.

Внедренность в педагогику Ваших научных разработок: методологии музыкального содержания. Основы методологии музыкального содержания с наибольшей степенью проявляются при написании курсовых работ по курсу Истории музыки, Анализу музыкальных произведений, в квалификационных исследованиях.

Методическая деятельность

Методическое руководство (среднее звено, ДМШ, дошкольное учреждение). Проведение курсов ФПК:С.А. Мозгот участвует в курсах повышения квалификации в Адыгейском республиканском колледже искусств им. У.Х. Тхабисимова, ежегодно читает лекции в Институте повышения квалификации учителей при Адыгейском государственном университете.

Творческая деятельность

Лекторская работа: Журналистика: статьи в научных журналах, рекомендуемых ВАК (Проблемы музыкальной науки, Уфа; Вестник Адыгейского государственного университета, Культурная жизнь Юга России, Краснодар).

СПИСОК

научных и учебно-методических трудов

Мозгот Светланы Анатольевны

№№

П/П

НАИМЕНОВАНИЕ РАБОТЫ, ЕЁ ВИД

ХАРАКТ.

РАБОТЫ

ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

ОБЪЁМ

В П.Л.

СОАВТ.

1.

Об использовании музыкального

фольклора адыгов в формировании художественных вкусов старшеклассников (статья)

печ.

// Музыкальный фольклор адыгов: Материалы науч.-практической конференции. – Майкоп, 1988.

0,5

 

2.

Психология организации самодеятельного музыкального коллектива (тезисы)

печ.

// Вторая научно-практическая конференция психологов. – Краснодар, 1989.

0,2

 

3.

Формирование музыкально-эстетического вкуса школьников в самодеятельном ансамбле (статья)

печ.

Рукопись деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» 26.05.83 г. № 62-83.

0,6

 

4.

Воспитание музыкально-эстетического вкуса старших школьников в процессе формирования коллектива (статья)

печ.

Рукопись деп. в НИО «Информкультура» 17.07.84 г.

0,6

 

5.

Возможности музыкального фольклора в процессе развития вкусов школьников (тезисы)

печ.

// Вопросы совершенствования эстетического воспитания в СССР: Материалы участников. конференции молодых ученых НИИ ХВ АПН СССР. – М.,1988.

0,2

 

6.

Музыкальная самодеятельность и развитие художественных вкусов школьников (статья)

печ.

// Советская педагогика. – М.,1989. № 4.

0,45

 

7.

Ценностные ориентации современного старшеклассника в сфере искусства (тезисы)

печ.

// Теоретические и прикладные проблемы практической психологии. – Краснодар, 1989.

0,2

 

8.

Музыкальный вкус и целостный процесс развития личности старшеклассника (тезисы)

печ.

// Проблемы эстетического и художественного образования в истории педагогической науки и советской школы. – М., 1990.

0,2

 

9.

О музыке для современных старшеклассников (тезисы)

печ.

// Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – Херсон-Москва, 1990.

0,2

 

10.

Использование комплекса искусств в формировании духовной культуры старших школьников (тезисы)

печ.

// Материалы региональной научной конференции молодых учёных Северного Кавказа. – Майкоп, 1990.

0,2

 

11.

Формирование музыкально-эстетических вкусов школьников в ходе педагогической практики (тезисы)

печ.

// Совершенствование профессионально-деятельностной подготовки учителя. – Майкоп, 1990.

0,2

 

12.

Музыкально-эстетический вкус и духовная культура личности (тезисы)

печ.

// Актуальные проблемы эстетического воспитания в СССР. – М., 1990.

0,2

 

13.

Музыкальный вкус как компонент духовной культуры современного школьника

печ.

// О перестройке содержания образования. Методические рекомендации. – Краснодар, 1990.

0,2

 

14.

К проблеме социо-культурной детерминации музыкально-художественного вкуса (статья)

печ.

// Вопросы психологии. – М., 1991. № 1.

0,75

 

15.

К определению уровня развития эстетической культуры будущего педагога-музыканта (тезисы)

печ.

// Материалы научно-практической конференции краснодарского отделения общ.-ва психологов СССР. – Краснодар, 1991.

0,2

 

16.

Развитие ценностно-ориентационного единства в самодеятельном коллективе (коллективная монография)

печ.

Формирование эстетического отношения к искусству в 6-ти тт. / Отв. ред. В.Г. Бутенко. – М., 1991. Т. 4.

0,35

 

17.

Л.С. Выготский и формирование эмоциональной культуры личности (тезисы)

печ.

// Тезисы докладов IV конференции молодых ученых НИИ ХВ АПН СССР. – М., 1991.

0,2

 

18.

Роль художественной суггестии в формировании психологической готовности к деятельности будущего учителя музыки (тезисы)

печ.

// Психологические аспекты профессиональной подготовки специалистов: Материалы международной конференции – Майкоп: АГУ, 1992.

0,2

 

19.

Художественная игра как средство формирования нравственной культуры личности (тезисы)

печ.

// Игра. Творчество. Одаренность: Тезисы докладов участниковV научно-практической конференции НИИ ХВ АПН СССР. – М., 1992.

0,2

 

20.

Формирование художественного вкуса личности (Монография)

печ.

Северо-Кавказский научный центр высшей школы. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1992.

10

 

21.

Важное средство развития художественных вкусов (статья)

печ.

«Социологические исследования». – М., 1992. № 7

0,35

 

22.

К вопросу эстетического вкуса в психологической антропологии (тезисы)

печ.

Новости антропологии и антропоэкологии. – Винница, 1992. № 2.

0,1

 

23.

Развитие восприятия студентками-музыкантами педагогов в общении (тезисы)

печ.

// Материалы Форума ученых Адыгеи 14 -17 апреля 1993 г. – Майкоп: АГУ, 1993.

0,2

 

24.

Развитие установки к деятельности у будущих педагогов (тезисы)

печ.

// Психологические и гипнологические аспекты профессиональной подготовки специалистов: Материалы международной конференции. – Майкоп: АГУ, 1993.

0,2

 

25.

Психологические проблемы обучения студентов-музыкантов младших курсов (тезисы)

печ.

// Педагогические системы в школе и вузе: технологии и управление: Тезисы докладов Российской научной конференции 25-28 мая 1993. – Волгоград, 1993.

0,2

 

26.

Использование элементов народной педагогики адыгов в музыкально-эстетическом воспитании и образовании школьников (тезисы)

печ.

// Народная педагогика – основа воспитания: Тезисы докладов межвузовской научно-практической конференции. – Казань, 1993.

0,3

 

27.

Игровые методы как средство совершенствования профессиональной подготовки будущего педагога-музыканта (методические рекомендации)

печ.

// Материалы межвузовской научно-практической конференции. – Калуга, 1993.

0,2

 

28.

Теория В.И. Вернадского и некоторые тенденции развития отечественной психологии личности (тезисы)

печ.

// Развитие личности в процессе педагогической деятельности: Тезисы докладов XIII научной конференции вузов Юга России. – Майкоп: АГУ, 1994.

0,1

 

29.

Музыкально-просветительские идеи О.А. Апраксиной и формирование элементов эстетического сознания будущих педагогов-музыкантов (тезисы)

печ.

// Тезисы межвузовской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора О.А. Апраксиной. – М.: МПГУ, 1995.

0,2

 

30.

Исторический характер развития и преемственность принципа сохранения эстетического сознания в различных культурах (на материале Древней Греции и Рима) (статья)

печ.

// Иллюзия ценностей или теория конфликтов: Материалы VI международного практического семинара «Культура в системе образования». – М.: НИИ ХВ РАО, 1995.

0,45

 

31.

Особенности самоактуализации личности будущих педагогов-музыкантов при подготовке к профессиональной деятельности (тезисы)

печ.

// Материалы научно-практической конференции. – Майкоп: АГУ, 1995.

0,2

 

32.

Психология усвоения знаний студентами-музыкантами (тезисы)

печ.

// Интеграция науки и практики в развитии творческого потенциала личности учителя и ученика: Материалы всероссийской научной конференции. – Оренбург: ОГПИ, 1995.

0,2

 

33.

Формирование эстетического сознания учащейся молодежи на современном этапе (на материале музыкально-воспитательной и музыкально-образовательной работы в ВУЗах и колледжах Северо-Кавказского региона): Автореферат докторской диссертации.

печ.

Автореф. дис. …доктора педагогических наук. – М., 1996.

2,5

 

34.

Формирование художественного воображения учащихся в процессе игры на музыкальных инструментах (тезисы)

печ.

// Проблемы и перспективы эстетического образования в общеобразовательных учреждениях: Материалы всероссийского совещания-семинара. – Москва-Самара, 1996.

0.15

 

35.

Формирование эстетического сознания современной учащейся молодежи (тезисы)

печ.

// Культура. Досуг. Дети: Материалы II научно-практического межрегионального семинара. – М.: МПГУ, 1996.

0,2

 

36.

Роль межпредметных связей в музыкально-эстетическом образовании школьников (тезисы)

печ.

// Психодидактика высшего и среднего образования: Тезисы докладов первой всероссийской научно-практической конференции. – Барнаул, 1996.

0,1

 

37.

К проблеме современного музыкального языка (статья)

печ.

// Язык. Общение. Бизнес: Доклады и тезисы участников VII международного научно-практического семинара. – М.: НИИ ХО РАО, 1996.

0,35

 

38.

Формирование музыкальных способностей дошкольников в этнокультурной среде (тезисы)

печ.

// Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона: Тезисы докладов годичного собрания Южного отделения РАО и XVI региональных психолого-педагогических чтений Юга России. – Ростов-на-Дону: РПГУ, 1997.

0,1

 

39.

Формирование ценностных ориентаций будущего педагога-музыканта (тезисы)

печ.

// Творческая педагогика накануне нового века: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции 31марта-2 апреля 1997. – М.: МПГУ, 1997.

0,2

 

40.

Формирование эстетического сознания учащихся в школьных и внешкольных музыкально-художественных кружках, факультативах и ансамблях (в условиях Адыгеи): Уч.-метод. пособие

печ.

Формирование эстетического сознания учащихся в школьных и внешкольных музыкально-художественных кружках, факультативах и ансамблях (в условиях Адыгеи). – Майкоп: АГУ, 1997.

1,5

 

41.

Формирование ключевых музыкальных понятий на занятиях по музыкальному инструменту (статья)

печ.

// Проблемы искусства и этнографии: Материалы научно-практической конференции. – Майкоп: АГУ, 1997.

0,5

 

42.

Музыкальное образование студенческой молодежи в условиях национального региона (статья)

печ.

// Проблемы развития образования на Северном Кавказе / Ред. проф. В.В. Макаева. – Пятигорск: ПГЛУ, 1998.

0,3

 

43.

Особенности построения музыкально-образовательной системы (на материале Северного Кавказа) (статья)

печ.

// Материалы региональной научно-практической конференции. Краснодар: КГУКИ, 1999.

0,3

 

44.

Формирование музыкального мира личности с учетом этнокультурного фактора (статья)

печ.

Вестник Пятигорского лингвистического университета. – Пятигорск: ПГЛУ, 1999. – № 2.

0,8

 

45.

Музыкальное мышление современной студенческой молодежи (Проблемы. Происхождение. Пути формирования): Уч.-метод. пособие

печ.

Музыкальное мышление современной студенческой молодежи. – Майкоп: АГУ, 1999.

3,2

 

46.

Основные направления написания курсовой и дипломной работы по музыкальному образованию: Метод. рекомендации

печ.

Основные направления написания курсовой и дипломной работы по музыкальному образованию. – Майкоп: АГУ, 2000.

6,1

Р.И. Лозовская

47.

Психология бизнеса и менеджмента: Уч. пособие

печ.

Психология бизнеса и менеджмента. – Майкоп: АГУ, 2000.

4

 

48.

К проблеме регионализации музыкального образования (статья)

печ.

// Поликультурное образование на Северном Кавказе: Проблемы, тенденции, перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции. – Махачкала-Пятигорск: ДГУ, 2000.

0,3

 

49.

Музыкальное образование в историко-антропологической перспективе (статья)

печ.

// Материалы региональной научно-практической конференции. Краснодар: КГУКИ, 2001.

0,3

 

50.

СМИ и развитие музыкального мира личности в условиях поликультурного региона (статья)

печ.

// Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру: Материалы международного конгресса. Симпозиум VIII. Интегративная антропология. Когнитивная психология. Этнопсихология. Пятигорск: ПГЛУ, 2001.

0,3

 

51.

Гармоника: История, Теория, Практика (рецензия на сборник материалов Международной научно-практической конференции «Гармоника: История, Теория, Практика» 28-30 мая 2001. – Майкоп, АГУ)

печ.

Информационный бюллетень «Народник». – М. – 2001. – №1.

0,15

 

52.

Музыкальное содержание: проблема бессознательного (статья)

печ.

Музыкальное содержание: наука и педагогика: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 3-5 декабря 2002. – Астрахань: ГУП ИПК «Волга», 2002.

0,3

 

53.

“Auditory Imprinting” In Shaping An Individual’s Music World (аbstracts)

печ.

// Abstracts of the 5th Triennial Conference of the European Society for the Cognitive Sciences of Music (ESCOM). – Hanover: University of Music and Drama, 2003.

 

0,1

 

54.

Музыкальная информация и диалог культур (статья)

печ.

Наука, искусство, образование в культуре III тысячелетия: Материалы международной научной конференции 10-11 апреля 2002. – Волгоград: ВолГУ, 2003.

0,5

 

55.

Введение в музыкальную психотерапию (тезисы)

печ.

V конгресс этнографов и антропологов России. Омск, 9-12 июня 2003. – М., 2003.

0,1

 

56.

Художественно-образовательные системы и музыкальное развитие студенческой молодежи (в условиях Адыгеи)

печ.

Мир образования – образование в мире. – М.: МПСИ РАО, 2004. – № 4.

0,6

 

57.

К проблеме психологии способностей (музыкальные способности как особое проявление способностей общих и как способности специальные)

печ.

Мир психологии. Российская академия государственной службы при президенте РФ. – М.: МПСИ РАО, 2005. – № 3.

1

 

58.

Введение в музыкальную психофизиологию: Уч.-метод. пособие

печ.

Введение в музыкальную психофизиологию. – Майкоп: АГУ, 2005

4,5

 

59.

Педагогическая синергетика и становление личности растущего человека (статья)

печ.

Мир образования – образование в мире. – М.: МПСИ РАО, 2006. – № 3.

0,4

 

60.

Некоторые тенденции развития художественного вкуса современной студенческой молодёжи

печ.

Вестник АГУ. – Майкоп: АГУ, 2007.

1 п.л.

 

61.

Эстетические вкусы учащейся молодёжи в начале ХХI века: закономерности становления и развития

печ.

Художник и время: взаимодействие культур в современном мире. – Краснодар-Анапа: КГУКИ, 2007. – С. 35-38.

 

0,3

 

62.

Психологические проблемы музыкального общения: исполнитель – слушатель

печ.

Психология и фониатрия: их роль в воспитании молодых вокалистов: Сб. материалов всероссийской науч. конференции. – Астрахань: АГК, 2007. – С. 6-14.

 

0,9

 

63.

Музыкальное общение как фактор развёртывания межсубъектных отношений

печ.

Мир психологии. – 2007. – № 3. – С. 226-236.

 

1 п.л.

 

64.

Теория и практика музыкальной терапии

печ.

Проблемы хорового исполнительства в системе музыкального образования в полиэтнического региона. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://arts.adygnet.ru

0,7

 

65.

От редактора

печ.

Музыкальная летопись российских регионов. – Майкоп: Аякс, 2007

0,4

 

66.

От редактора

печ.

Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе. – Майкоп, 2008. Вып. 2

0,4

 

67.

Музыкальное образование студенческой молодёжи в полиэтническом регионе: проблемы и перспективы

печ.

Нравственное и патриотическое воспитание школьников и студентов в процессе музыкально-художественного образования: традиции и инновации, М.: МГПУ, 2008.

0,3

 

68

Эстетические ценности современных подростков и старшеклассников

Печ.

// Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – Одесса: Изд.-во Черноморье, 2009. – Т.4. – С. 71-74

0, 25

 

69

К проблеме модернизации системы художественного образования и воспитания студенческой молодёжи в полиэтническом регионе

Печ.

// Пути, средства, возможности модернизации образовательной системы: материалы научно-практической конференции. – М.: МПСИ «Модэк», 2009. – С. 209-213.

0, 31

 

70

Проблема бессознательного в музыкальной деятельности и Homo musicus

Печ.

// Мир психологии. – 2009. – № 3. – С. 261-272.

 

1 п.л.

 

71

От редактора

Печ.

// Актуальные вопросы художественного образования и музыковедения в полиэтническом регионе: материалы международной конференции. – Майкоп: изд.-во О.Г. Магарина, 2009. – С. 6-9

0,2

 

72

К проблеме соотношения темперамента и личности в структуре интегральной индивидуальности педагога-музыканта

Печ.

// Интегративная психология и педагогика искусства в полиэтническом регионе: материалы международной конференции. – Майкоп: изд.-во О.Г. Магарина, 2009. – С. 7-14

0,5

 

73

От редактора

Печ.

// Проблемы модернизации художественного образования: материалы круглого стола 25 ноября 2009. - Майкоп: изд.-во О.Г. Магарина, 2009. – С. 5-7

0,2

 

74

Эстетические ценности современных подростков и старшеклассников

Печ.

// Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. – Одесса: Изд.-во Черноморье, 2009. – Т.4. – С. 71-74. – 0,25 п.л.

0,35

 

75

Способы улучшения психоэмоционального состояния личности в музыкальной деятельности

Печ.

Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании‘2009. Одесса: Изд.-во Черноморье, 2009. – Т.4. – С. 71-74. – 0,25 п.л.

0,35

 

76

Психология музыкальной деятельности

Печ.

Психология музыкальной деятельности: Учебное пособие. – Майкоп: изд.-во О.Г. Магарина, 2009. – 144 с.

9

 

77

Синергетика и современное художественное образование: проблемы исследования

Печ.

Проблемы самоорганизации в сфере культуры и искусств. – Белгород: БГИКИ, 2009. – С. 57-64.

0,5

 

Новости