"Призвание художника — озарять светом глубины человеческой души". Р. Шуман

5

Научная деятельность - Хватова С.И.

Монографии:

1. Православная певческая традиция на рубеже XX-XXI столетий : монография. – Майкоп : изд-во ИП Магарин О. Г., 2011. – 412 с., нот. (25,5 п. л.).

2. Современный русский духовный концерт: монография. – Майкоп : изд-во ИП Магарин О. Г., 2009. – 232 с., нот. (14,5 п. л.).

Статьи в рецензируемых и реферируемых научных журналах по списку ВАК:

3. Богослужебное пение в современной России: в поисках «идеальной модели» // Вестник Адыгейского государственного университета, 2008. – Вып. 10 (38) – С. 224–230 (0,5 п. л.).

4. Пространственно-временные и акустические параметры исполнения духовных песнопений РПЦ // Вестник Адыгейского государственного университета, 2009. – Вып. 1 (41) – С. 215–219 (0,5 п. л.).

5. Дирижирование и регентование – параллельное или встречное движение? // Вестник Адыгейского государственного университета, 2009. – Вып. 2 (45) – С. 265–271 (0,5 п. л.).

6. К проблеме соотношения принципа концерта и роспева: динамика богослужебных песнопений // Вестник Адыгейского государственного университета, 2009. – Вып. 3 (48). – С. 290–295 (0,5 п. л.).

7. Уставщик РПЦ: к изучению специфики управления клиросным хоровым коллективом // Дом Бурганова. – 2010. – № 1. – С. 153-163 (0,5 п. л.).

8. Священный синод в руководстве богослужебным пением // Вестник Адыгейского государственного университета, 2010. – Вып. 1 (55). – С. 257–265 (0,5 п. л.).

9. Управление общенародным пением в православном храме // Вестник Адыгейского государственного университета, 2010. – Вып. 2 (58). – С. 224–231 (0,5 п. л.).

10. Духовный концерт как один из жанров запричастного пения на богослужении РПЦ XXI ст. // Дом Бурганова. – 2010. – № 2. – С. 221–235 (0,75 п. л.).

11. О церковной манере пения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. – 2010. – № 3. – Т. 16, осн. вып. – Июль-сентябрь. – С. 112–116 (0,5 п. л.).

12. Пение на глас в современном православном храме // Вестник Адыгейского государственного университета, 2011. – Вып. 2 (79). – С. 191–197 (0,5 п. л.).

13. Чинопоследование современного богослужения: стабильные и мобильные элементы // Вестник Адыгейского государственного университета, 2011. – Вып. 3 (82). – С. 217–225 (0,5 п. л.).

14. Канон и эвристика в богослужебной музыке // Вестник Белорусской государственной академии музыки. 2011. - № 10. – С. 63-74.

15. Чинопоследование современного богослужения: стабильные и мобильные элементы // Вестник Адыгейского государственного университета, 2011. – Вып. 4 (82). – С. 217–225 (0,5 п. л.).

Статьи в сборниках материалов международных и всероссийских конференций:

16. Богослужебная музыка в современной России: богословские и эстетические проблемы // Музыка и музыкант в меняющемся постсоветском пространстве. – Ростов н/Д : изд-во РГК им. С. В. Рахманинова. – 2008. – С. 316–328 (0,75 п. л.).

17. Взаимодействие светской и духовной систем хорового образования и расширение возможностей профессиональной самореализации выпускников // Музыкальное образование в XXI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство. – Астрахань 2010: тип. ООО ПКФ «Конус» г. Астрахань. – С. 19–25 (0,4 п. л.).

18. Исполнительская интерпретация клиросных произведений в богословской литературе: динамика // Исполнительское искусство и музыковедение. Параллели и взаимодействия. – М. : Человек, 2010. – С. 276–284 (0,5 п. л.).

19. Народная манера пения в православном храме // Народное песенное творчество и фольклорные традиции в современной системе образования. – Орел : ОГИИК, изд. Воробьев А. В., 2008. – С. 159–166 (0,5 п. л.).

20. Обновление содержания образовательных программ музыкальных вузов: к изучению основ регентования // Художественное образование: творческий и культурный потенциал в прогрессивном развитии современного общества. Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. – С. 186–191 (0,25 п. л.).

21. Обработки знаменного роспева в творчестве современных композиторов // Гуманистическое наследие просветителей и проблемы модернизации музыкального образования в поликультурном пространстве. – Уфа: изд-во БГПУ, 2009. – С. 102–110 (0,5 п. л.).

22. От богоборчества к богоискательству: к изучению истории русской музыки рубежа XX–XXI веков // Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство, педагогика. – Астрахань : изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП»,2009. – С. 376–392 (1 п. л.).

23. Пение общенародное и в народной манере в православном храме // Национальный фольклор и формирование духовно-нравственных ценностей в современном обществе. – Орел : Орловский гос. ин-т искусств и культуры; OOO « Горизонт», 2010. – С. 66–74 (0,5 п. л.).

24. Пути развития богослужебной музыки РПЦ в конце ХХ столетия: о стилевой эклектике песнопений современного клироса // Музыка ХХ века в ряду искусств: параллели и взаимодействия. – Астрахань : изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. – С. 88–94 (0,5 п. л.).

25. Рождественские колядки в православном храме // Модернизация дирижерско-хоровой подготовки учителя музыки в системе профессионального образования. – Таганрог : изд. Ступина А. Н., 2007. – С. 244–247 (0,25 п. л.).

26. Русская духовная музыка в эпоху Шостаковича [Текст] / С. И. Хватова // Актуальные проблемы взаимодействия науки и практики в развитии образования. Кн. 2. – Краснодар : КубГУ, 2008. – С. 312–320 (0,5 п. л.).

27. Символика знаменного распева в творчестве современных композиторов и «читаемость» его семантики // Музыкальная семиотика: пути и перспективы развития. – Астрахань : изд.-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. – С. 222–227 (0,5 п. л.).

28. Стилевые особенности современных клиросных концертов // Музыкальная семиотика: перспективы и пути развития. Часть 1: Семиотические аспекты музыкального творчества. – Астрахань : изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2006. – С. 374–383 (0,6 п. л.).

29. Традиционные функции запричастного пения в РПЦ [Текст] / С. И. Хватова // Восток и Запад: этническая идентичность и традиционное музыкальное наследие как диалог цивилизаций и культур. – Астрахань : изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008. – С. 308–313 (0,4 п. л.).

Учебные пособия:

28. Изучение духовной музыки в светских и специализированных учебных заведениях: история и современность: учебное пособие – Майкоп : Аякс, 2009. – 104 с., нот. (7 п. л.).

29. Сольфеджио - интонационные упражнения: методические указания. Майкоп: ИП Магарин О.П., 2010. – 36 с.

30. Использование компьютерных технологий при обучении музыкально-теоретическим дисциплинами (учебное пособие). Майкоп: Аякс, 2010. – 80 с.

31. Практическая аранжировка и основы импровизации (методические указания). Майкоп: Ип Магарин, 2011. – 40 с.

32. Хрестоматия по сольфеджио на материале адыгской музыки. //– Майкоп, изд-во АГУ, 2004 – 102 с. (В соавт. с Хотом З. Ц.)

Другие публикации:

33. Духовные искания современных композиторов: основные образные мотивы произведений // Регентское дело. – 2009. – № 5 (65). – С. 29–43 (1 п. л.).

34. Знаменный распев и творчество современных композиторов // Южно-российский музыкальный альманах, 2007. – Ростов н/Д : Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2008. – С. 95–101 (0, 5 п. л.).

35. Исполнительская интерпретация духовных песнопений: к проблеме церковной манеры звукоизвлечения // Гуманитарные и социально-экономические науки: СКНЦ ВШ. – 2007. – № 3 (34). – С. 214–218 (0,5 п. л.).

36. Казачество в православных храмах Кубани и Адыгеи: к вопросу об условиях отправления богослужений // Вопросы казачьей истории и культуры. – Вып. 7. – Майкоп : ИП Магарин О. Г., 2011. – С. 211–225 (0,25 п. л.).

37. Языки богослужебных текстов и духовных песнопений РПЦ // Язык и культура: единство и взаимосвязь. – Майкоп : изд. А. А. Григоренко, 2010. – С. 129–135 (0,4 п. л).

38. Фольклор на уроках композиции (Статья). // Модернизация музыкального образования в системе: ДОУ – школа - ССУЗ – ВУЗ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 27 мая 2005 года. – Уфа-Екатеринбург 2006. – С. 103-111.

39. Творчество Аслана Нехая в контексте адыгской культуры (тезисы) // Музыка российских композиторов ХХ века в контексте культуры: тезисы Всероссийской научной конференции: Астрахань, 1999 – Изд-во Астраханской консерватории. – С. 32-33.

40. Музыкальная «проповедь» Чеслава Анзарокова К. С. Туко, А. К. Туко. 15 лет Союзу композиторов Адыгеи. – Майкоп: Изд-во ООО «Качество» - С. 146-149.

41. Государственный оркестр русских народных инструментов Госфилармонии Республики Адыгея «Русская удаль» (музыкально-исторический очерк) Майкоп: ООО «Качество» - 2008. – 25 с.

42. Лауреат Всероссийского конкурса ансамбль русских народных инструментов «Отрада» (музыкально-исторический очерк) Майкоп: ООО «Качество» - 8 с., илл.

43. Профилактика негативных физиологических явлений в обучении фортепиано на раннем этапе: к проблеме охраны здоровья школьника (статья). Музыкальное образование в XXI веке: история, традиции, перспективы, педагогика и исполнительство: Материалы Российской научно-практической конференции 12 апреля 2010 года / Редактор-составитель Н.Н. Калиниченко. – Астрахань, 2010. – С. 60-66.

44. К изучению музыкальной стилистики нартских пшинатлей (статья) // «Хабзэ» и этническая перспектива адыгов. Материалы международной научно-практической конференции. Майкоп: Изд.-во АГУ, 2010. – С. 192-198. (В соавт. С А. К. Басте)

 

Новости